Вы вошли как Гость
Главная » 2013 » Ноябрь » 13 » Русская народная обрядовая поэзия
18:22
Русская народная обрядовая поэзия
   Читателя  Русской народной обрядовой  поэзии ожидают разные трудности, в прочтении и понимании, встретится некоторое количество слов, употребляемых только в местных говорах и не получивших распространения в литературном языке. Для того чтобы помочь разобраться в них, мы снабжаем тексты подстрочными примечаниями, словарем и комментариями. Встретятся также и непривычные для глаза и слуха словосочетания, не принятый в письменной речи порядок слов и т. д. Однако усилия, которые потребуются для преодоления всех этих сравнительно небольших трудностей, окупятся сторицей. Читателю откроется неведомый ему (или по крайней мере мало знакомый) мир поэзии, столетиями создававшейся самим народом.

   Письменная (книжная) литература, привычная нам с детства и вошедшая в наш быт, возникла не так уж давно. Даже старейшая из европейских литератур, древнегреческая, начала свое существование только 27 — 28 веков тому назад. Большинство же современных литератур существует не более тысячи — полутора тысяч лет, а некоторые из них даже только с XVIII —XIX веков (например, белорусская, словацкая, американская, австралийская). В масштабах истории человечества, насчитывающей более ста тысяч лет, это — только тонкий верхний хронологический слой.
Это не значит, что до возникновения литературы люди не знали словесного поэтического творчества. Одновременно и параллельно с выделением человека из животного мира формировалась человеческая речь и вместе с ней в ходе дальнейшего развития человеческого общества — все те разнообразные формы доли литературного устного словесного творчества, которые объединяют словом «фольклор». Поэтому каждый, кто хочет знать прошлое для того, чтобы правильно понимать и настоящее, и будущее, должен знать фольклор, так же как традиционное народное изобразительное искусство, народную музыку, древнейшую архитектуру. Он был непрерывной цепью, тянувшейся из глубочайшей древности до наших дней.

      Как бы мы ни привыкли к книге и общению с писателем посредством книги, это не отменяет того, что все-таки естественным и нормальным является непосредственное общение людей  при помощи устной речи.

  Устная речь всегда богаче письменного текста. Она всегда — органический элемент поведения говорящего и контакта говорящего и слушающего, насыщена интонацией, сопровождается жестами, мимикой и т.д. Совершенно также и фольклор — устное словесное творчество — всегда связан с живой интонацией, мимикой, часто — с пением (песня) или с пением и хореографией (хороводная песня). Именно поэтому фольклор, как и устная речь, не мог исчезнуть с появлением письменности и позже — литературы. Он существовал и развивался параллельно с литературой.

Важно и то, что письменность (грамотность), так же как литература, до известного времени была преимущественно достоянием верхних социальных слоев. Народ оставался неграмотным. Однако было бы большой ошибкой считать, что фольклор — это сочинения неграмотных людей, не представляющие большого интереса для тех, кто грамотен и знаком с литературой. Далеко не все, что было создано старым бытом, устарело. Песня и сказка — не курная изба или соха, которые в ходе истории были заменены и вытеснены современным домом и трактором. Художественные шедевры всегда имеют общечеловеческое значение и надолго переживают эпоху, в которую они возникли.
 
   Сказанное, разумеется, не означает того, что все, что может быть названо фольклором — шедевры. В крестьянской среде, как и в любой другой, были люди талантливые и бездарные, обладавшие подлинным художественным вкусом и лишенные его. Собственно, так же было всегда и в сфере литературы, профессиональной музыки и профессионального изобразительного искусства. Признавая замечательные достижения литературы, мы ведь не считаем, что каждый литератор — гений, а каждое написанное им слово — шедевр.

    Современный читатель не знает многого, что писалось и издавалось в XVIII и XIX веках. И это далеко не всегда плохо. Время отбирает лучшее и передает его последующим поколениям. То же происходит и с фольклором, с той разницей, что забытая книга может веками пылиться на библиотечной полке, а песня, забытая людьми, исчезает навсегда.

   Не случайно в наш век промышленного производства почти всех вещей, окружающих нас, особенно ценится вышивка, ковер или шкатулка ручной работы. Современные горожане стали живо интересоваться старой архитектурой, древнерусской живописью, прялками, туесами, вятскими игрушками, городецкой росписью на ложках. Это было традиционное, но не стандартное, не тиражированное, а живое искусство. Ложки или ковры одного мастера или мастерицы похожи друг на друга, как брат на брата или береза на на березу, но в каждом экземпляре внимательный глаз заметит что-то неповторимое, живой трепет творчества, пульсацию подлинной жизни. Именно художественная подлинность привлекает современного читателя и в фольклоре.
Далее...
Категория: Русская народная поэзия | Просмотров: 1651 | Добавил: natoliu1
Новые материалы 


Похожие Русская народная поэзия:



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]