В. Варевцовым. Издание Н. А. Серно-Соловьевича. С. ПЕТЕРБУРГ. В Типографии О. И. БАКСТА Одобрено цензурою. С. Петербурга. 19 июня 1862 года. Собрание русских песен, изданное П. И. Якушкиным (О. 3. 1860 г.), и вслед за тем издание песен, собранных П.В.Киреевским, предпринятое обществом любителей российской словесности, дают право надеяться, что эти предприятия могут, хотя до некоторой степени, пополнит пробел в изучении нашей народной литературы и в ученой разработке ее вопросов. Тем не менее, это еще далеко не последнее слово, и помимо всех, как прежних, так и новых, изданий много есть еще в народе поэтических мотивов, которые настойчиво требуют нашего внимания, тем более, что эти мотивы мало по малу умирают вместе со стариками, которые знали их и дорожили ими. Желая принести посильную дань к уяснению этих вопросов, я предлагаю вниманию публики составленный мною сборник песен Самарского кра
...
Читать дальше »
|
Обилие и разнообразие традиционных обрядов в старом крестьянском быту, длительность их исторического существования и развитие локальных вариантов создали целый своеобразный и богатый поэтический мир русского обрядового фольклора. Разумеется, он не развивался вполне самостоятельно, вне обрядов, которым он соответствовал. Но все же относительная самостоятельность была свойственна и ему. Объясняется это тем, что по мере приближения к нашему времени магическая функция постепенно слабела и за ее счет развивалась функция символическая (демонстративная) и игровая. Или — если выразить эту мысль проще песни, которым придавалось очень серьезное обрядовое значение, все больше превращались в традиционное развлечение или даже переходили в детский фольклор (как, напр
...
Читать дальше »
|
Цикличная повторяемость практических действий и обрядов и способов их сочетания и взаимопроникновения создавала устойчивость обрядовых форм и закрепляла несхожесть их с другими обрядами (крестины не похожи на свадьбу, рождественские обряды — на купальские и т. п.). Все это способствовало выработке замечательного богатства и разнообразия старинных обрядов и связанного с ними фольклора, прежде всего — песен, входивших в состав календарных обрядов. Они открываются рождественскими и новогодними обрядами, затем следуют обряды второй половины зимы, весны, лета и осени. Так называемые зимние святки, приуроченные к зимнему солнцестоянию, делили зиму на две половины: первая из них в сознании русского крестьянина завершала год прошедший, а другая — о
...
Читать дальше »
|
В начало... Сочетание «читатель» и «фольклор» звучит противоречиво, даже парадоксально. Фольклор с давних пор знал не читателя, а слушателя или зрителя. Читателю, знакомящемуся с фольклорным текстом по его записи, надо обладать воображением, чтобы, читая песню, заставить себя услышать ее. Фольклор был не только поэзией, не только художественным творчеством. Он выполнял очень разнообразные функции. Он был исторической памятью народа. В русских былинах народ вспоминал о временах Киевской Руси, переставшей существовать еще в XIII веке, о тверском восстании 1327 года, о движении Степана Разина в XVII веке, об Отечественной войне против Наполеона в 1812
...
Читать дальше »
|
Читателя Русской народной обрядовой поэзии ожидают разные трудности, в прочтении и понимании, встретится некоторое количество слов, употребляемых только в местных говорах и не получивших распространения в литературном языке. Для того чтобы помочь разобраться в них, мы снабжаем тексты подстрочными примечаниями, словарем и комментариями. Встретятся также и непривычные для глаза и слуха словосочетания, не принятый в письменной речи порядок слов и т. д. Однако усилия, которые потребуются для преодоления всех этих сравнительно небольших трудностей, окупятся сторицей. Читателю откроется неведомый ему (или по крайней мере мало знакомый) мир поэзии, столетиями создававшейся самим народом. Письменная ( книжная) литература, привычная
...
Читать дальше »
|
|