Вы вошли как Гость
Главная » 2013 » Октябрь » 18 » РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ДЕТЯМ
15:14
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ДЕТЯМ
   Детская литература — и проза, и поэзия — гармонически сочетает и себе два понятия: круг детского чтения и собственно литература для детей. Первое понятие издавна было неизмеримо шире второго: начиная с конца XVIII века к детскому чтению все чаще стали относить произведения (в адаптированном виде, в пересказах, а затем и полностью), изначально обращенные не к детям, а к взрослым читателям. 'Гнк, прочно вошла в круг детского чтения поэзия Г. Р. Державина, 11. А. Жуковского, А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, В. В. Маяковского, А. Т. Твардовского, а также произведения многих русских, советских и зарубежных прозаиков — список тут был бы безграничен.
Вместе с тем в истории русской литературы, в частности русской поэзии, очень рано стало выделяться такое специфическое явление, как поэзия для детей, то есть стихи, сознательно, направленно писавшиеся в расчете на детского читателя. В ходе своего развития русская поэзия для детей постепенно, обретала самостоятельность как характерная ветвь поэзии в целом.
Задолго до появления первых книжных стихов широкое распространение в русской народной поэзии получили детские песни, «стихи», присловья, потешки, пестушки. «Многие произведения детского фольклора перешли к детям так давно, что память об этом утратилась,— писала О. И. Капица,— относительно других этот переход совершился во времена недавние...» 1 Создававшийся веками в недрах фольклорной устной культуры, менявшийся, обогащавшийся, утрачивавший что-то на разных этапах истории, детский поэтический репертуар лишь частично дошел до нашего времени. Он продолжает жить в своих естественных формах в памяти и исполнении все новых поколений детей, мам, бабушек. Став, благодаря записям и публикациям, достоянием книги, в читательском восприятии он уподобился литературе.
Русский классический детский фольклор творился и в наиболее полной и естественной форме жил в деревне. Органичны и многосторонни его связи с основами и специфическими особенностями традиционного крестьянского труда и быта, семейных отношений, представлений о мире, с богатейшими традициями живой крестьянской речи.
Наиболее общее (и, пожалуй, универсальное) свойство традиционного детского фольклора — это его непременная включенность в многообразную повседневную жизнь детей.
Начиная с колыбельных песен ребенок по-своему активно воспринимает живое песенное слово, приобщаясь к мелодии, к ритму музыки. В таких своеобразных «младенческих» жанрах, как пестушки и потешки, впервые для ребенка слово выступает в нерасторжимом единстве с движениями, хотя и элементарными, но организованными, запрограммированными. Самый характер связи слов и движений здесь различен. Пестованья («тютюшканья»)—поглаживание по телу, подбрасывание и подхватывание, другие движения, ритмически упорядоченные, составляющие некоторый физический комплекс,— сопровождаются музыкой, движением стиха, почти обязательной игрой слов. В потешках, напротив, определяющим началом оказываются слова, не только организованные ритмически и рифмой, но и сложившиеся в сюжетное повествование или в диалог, движения же пальцев и рук словно бы оживляют, воплощают пропеваемый «сюжет». «Ладушки», «Сорока-ворона» — это образцы самого первого, детского «эпоса», в которых есть и драматическая событийность, и нравственные уроки.

С того момента, когда ребенок расстается с колыбелью и вовлекается в общую жизнь, он оказывается погруженным почти целиком н коллективный быт, в коллективное общение детей. Наиболее яркой формой такого общения является игра. Игровой песенный (или стихотворный) фольклор естественно занимает значительное место в детском репертуаре. Самая структура многих детских песенок и стихов обусловлена порядком, «техникой» игры и ее элементов: таковы тексты, сопровождающие игры в «палочку-выручалочку», в «горелки», «кулючки», «волка и гусей», «коршуна»; таковы популярные в прошлом детские хороводные игры с персонажами — животными, птицами, пчелами и т. д.
Будучи включенным в разные игры, составляя обязательный элемент вступления почти в каждой игре (считалки), детский фольклор и сам и отдельных своих жанровых разновидностях выступает как более или менее законченная игра: таковы дразнилки — своеобразный способ борьбы, сведения счетов, установления внутриколлективных отношений при помощи традиционных стихов, формул. К ним примыкают стишки-остроты и присловия на разные типовые случаи. В этом же ряду можно рассматривать «сидячие» игры, смысл которых почти целиком заключен в их словесном элементе и сводится к тому, что играющие не должны ошибиться в ответах, в выборе слов и т. п.
По существу, исполнение детьми ряда популярных в их среде песен, которые не привязаны к каким-либо играм или действиям, также представляет собой вид самостоятельной игры. Сюда относятся песни-сказки, песни кумулятивные, повествовательные, юмористические, «небыличные».
Доля участия детей в празднествах, обрядах различалась в зависимости от характера обрядов. В некоторых календарных обрядах она была велика. Группы детей были главными исполнителями зимних колядок. Дети активно участвовали в праздниках встречи весны и других. В позднем крестьянском быту отдельные обряды перешли почти целиком и детский обиход, а вместе с ними в детском фольклоре закрепились соответствующие тексты. То же произошло с некоторыми песнями магического характера — обращениями к солнцу, дождю, радуге:
Уж ты радуга-дуга,
Поведи меня в луга...

Продолжение следует...
Категория: Русская поэзия детям | Просмотров: 2634 | Добавил: natoliu1 | Теги: пестушки, дети, потешки, поэзия, частушки, русская поэзия, Песни
Новые материалы 


Похожие Русская поэзия детям:



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]