Вы вошли как Гость
Главная » 2013 » Декабрь » 15 » СБОРНИК ПЕСЕН САМАРСКОГО КРАЯ
17:25
СБОРНИК ПЕСЕН САМАРСКОГО КРАЯ

В. Варевцовым.
Издание
Н. А. Серно-Соловьевича.

 С. ПЕТЕРБУРГ.

В Типографии О. И. БАКСТА

Одобрено цензурою.
С. Петербурга. 19 июня 1862 года.

Собрание русских песен, изданное П. И. Якушкиным (О. 3. 1860 г.), и вслед за тем издание песен, собранных П.В.Киреевским,

предпринятое обществом любителей российской словесности, дают право надеяться, что эти предприятия могут, хотя до некоторой

степени, пополнит пробел в изучении нашей народной литературы и в ученой разработке ее вопросов.

Тем не менее, это еще далеко не последнее слово, и помимо всех, как прежних, так и новых, изданий много есть еще в народе

поэтических мотивов, которые настойчиво требуют нашего внимания, тем более, что эти мотивы мало по малу умирают вместе со

стариками, которые знали их и дорожили ими. Желая принести посильную дань к уяснению этих вопросов, я предлагаю вниманию

публики составленный мною сборник песен Самарского края.
 
Песни эти, большею частью, записаны учениками гимназии и Самарского уездного училища, которые, живя в кругу простого народа,

сами пели их; не сличены мной с другими, печатными и рукописными, текстами и приведены в известный порядок. В доставлении мне

текстов я много обязан г. учителю Самарского уездного училища, Карлину.

Я читаю необходимым приложить к изданию небольшое введете и примечания, на сколько мне позволят составить их время и уменье.

Самарский край населен, пришельцами из разных губерний. Это заселение, начавшись с XVI столетия, а может быть и ранее,

продолжается и до настоящего времени. Кроме инородцев, именно татар, башкир, чуваш и мордвы, а также —в незначительном,

количестве—цыган, вотяков и калмыков; кроме Немцев колонистов, живущих в Николаевском и Ново-узенском уездах, вы встретите

здесь пришельцев, может быть, из 20 губерний: тут есть и остатки Польской шляхты, поселившейся когда-то в Мензединском уезде и

отчасти в Бугульминском; есть и малороссы по солевозной трактам, Илецкому и Алтонскому, и по рекам Иргизу и Кинелю: есть

переселенцы из всех окружных губерний, особенно из Тамбовской, также Куряне,Туляки, Рязанцы и много других.

Трудно определить общий характер такого населения; можно только сказать,что это были, большею частью, люди, которые покинули

родную землю и могилы отцов, иди, спасая свои религиозные мнения от преследований, или давимые тяжестью помещичьей власти,

или преследѵемые грозящим законом за буйную удаль и казачество; наконец, в нынышнем столетии причиною колонизации были

неурожаи и бедность крестьян в некоторых губерниях и слухи о богатстве и приволье заволжского края. И теперь сохраняется в этой

стороне память о „сиротской дороге", по которой ходили искать  себе счастья эти бездомные скитальцы.

Тут, среди этого раздолья степей, пелись,тут, может быть, и сложились вольная, как полевой ветер, песни про буйную удаль, про

темную темницу и тоску по воле. Чем дальше уходить в глубину минувшего начало их поселения в самарском крае, тем меньше

встретится у них резких особенностей, которые напоминают об их метрополии; чем новее поселение, тем оно больше сохраняет своих

обычаев, песен и обрядов, занесенных из другого края. Точно тоже и с языком.

Но при этом надобно заметить, что те колонисты, которые живут, со всех сторон окруженные инородцами, гораздо дольше удерживают

свои особенные черты: так, поселенцы из Тульской и Рязанской губерний в Самарском и Бузулукском уездах, живя среди чувашей и

мордвы, до сих пор сохраняют свои костюмы и наречие; еще упорнее в этом отношении малороссияне, как напр, по Иргизу
в Ново-узенском уезде. Это разнообразие говоров, обычаев и нравов, воверий и обрядов, конечно, должно было отравиться и в

песнях, которая поются в самарском крае. Тут вы услышите:

Ой, горе, горе — та не оране поле!...*
или:
«Била жинка мужика
Пишла позывати....»

В другом месте раздается песня, в которой поется про пана и его коханочку; в третьем, про Неву, про Дунай, про Киев и т. д. Таким

образом, напоминая вам тот или другой край, откуда пришли переселенцы, песни эти, своих поэтическим содержанием объединяют

всю Россию и выражают народную жизнь во всем ее разнообразии. Я разделил песни на семейные, солдатские  и разбойничьи;

особый отдел составили у меня песни лакейские, или фабричные, и шуточные вместе с сатирическими.

Кроме того, в отделе семейных я ввел деление песен на детские, на песни про любовь и семейную жизнь, хороводные,игральные и

обрядовые, и наконец свадебные песни. Может быть такое подразделение покажется слишком дробным; но я полагаю, что при этом

условии гораздо удобнее обозревать каждый отдел песен и выводить из него результаты о той или другой стороне народной жизни.
В начале каждого отдела поставлены самые старые и, стало быть, лучшие песни; кроме того, я старался сгруппировать их
таким образом, чтобы несволько песен.Помещенных одна в другой, представляли читателю отдельную картину народной жизни,

развивающуюся в нескольких моментах. Думаю, что это удалось мне в нескольких солдатских и особенно в разбойничьих песнях.

Можно почитать народные песни до 1917 года,СЕМЕЙНЫЕ ПЕСНИ, Детские песни.
Категория: Русская народная поэзия | Просмотров: 2135 | Добавил: natoliu1 | Теги: Песни, стихи, дети
Новые материалы 


Похожие Русская народная поэзия:



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]