Главная » Статьи » Стихи классиков » Антон Антонович Дельвиг

Антон Дельвиг - стихи

А. С. Пушкину (Любовь летит — лови, лови!..)
Анахорет по принужденью...
В альбом А. Н. Вульф
В альобм Б. (Давно бы несколько стихов...)
Вдохновение (В друзьях обман, в любви разуверенье...)
Две звёздочки (Со мною мать прощалася...)
Дифирамб (И болтливую любовь...)
Друзья
Идилия
К А. С. Пушкину
К Амуру
К Диону (Для наслаждений любви...)
К друзьям (Я редко пел, но весело, друзья!..)
К Лилете (В объятиях неясных любви...)
Луна
Любовь (Что есть любовь?..)
Малороссийская песня
Моя хижина
На смерть Державина
Первая встреча
Песня (Мы б тебя любили!..)
Песня (Наяву и в сладком сне...)
Соловей мой соловей

Разочарование (И вновь не просится любить...)
Романс (Нам сладко пел Мелецкий про любовь!..)
Романс (Не говори: любовь пройдет...)
Романс (Не к добру без еды ты стоишь унылый!..)
Романс (И солнце, и любовь...)
Романс (Мне тяжко веселье чужое...)
Русская песня (Ах ты, ночь ли...)
Русская песня (Голова ль моя...)
Русская песня (Без любви и без радости...)
Руская песня (Полюби меня, молодца...)
Русская песня (От любви той замирает в сердце кровь...)
Русская песня (Любовь милого дороже всего света...)
Слёзы любви
Сонет (Лишь о любви, лишь о моей неволе...)
Стихи на рождение В. К. Кюхельбекера
Твой друг ушел, презрев земные дни...
Тихая жизнь
Фани (Платить любви беспечно дани...)
Хлоя
Четыре возраста фантазии
Элегия (Погибнуть иль любить...)
Элизиум поэтов
Эпилог (И любви моей напевы...)

 
 

 

 

 

Дельвиг, барон Антон Антонович
— сын Антона Антоновича (Oтто Якова) Дельвига, род. в Москве 6августа 1798 г. После первоначального домашнего воспитания, под надзором гувернеров, был помещен вконце 1811 г. в только что открывшийся Царскосельский лицей. О раннем детстве Дельвига нам известноочень мало: мы знаем лишь, что он проявлял большую живость воображения и охотно занималсямифологией, что впоследствии отразилось и в его литературной деятельности. В лицее Дельвиг становитсятоварищем и другом Пушкина: их связывают не только совместная жизнь, но и летературные занятия,которые, как известно, процветали в лицее и представляли собою одну из самых благоприятных сторонвоспитания в этом учебном заведении. Участвуя вместе с Пушкиным, Илличевским и Корсаковым в изданиирукописных школьных журналов (между прочим в "Лицейском Мудреце" имеется помета: "Печататьразрешается. Цензор барон Дельвиг", из чего Я. К. Грот заключает, что Дельвиг, "всеми уважаемый за своюосновательность, просматривал статьи до переписки их начисто"), Дельвиг очень рано, вместе с теми жетоварищами, начинает печатать свои стихотворения. В 1814 г. в "Вестнике Европы" помещены импатриотическая ода: "На взятие Парижа" и стихотворения: "к Диону", "К поэту-математику", "к Лилете", "Эпиграмма", "Старик", "ІІервая встреча". В следующем году несколько стихотворений было напечатано в"Российском Музеуме". Другие известные нам произведения Дельвига этого времени, за исключением"Прощальной песни воспитанников Императорского Царскосельского Лицея", помещенной в "СынеОтечества" 1817 г., появились в печати уже позже или в "Трудах Общ. Любит. Рос. Словесности" 20 годов,или же после смерти поэта в "Русском Архиве", "Современнике", "Библиографических Записках". Этот фактсвидетельствует о строгой разборчивости Дельвига по отношению к своим произведениям, между тем как еготоварищи очень высоко ценили его поэтическое дарование, что видно, не говоря уже о позднейших похвалахПушкина, из любопытной характеристики лицейских произведений Дельвига, которую мы находим в письмеИлличевского к Фуссу от 28 февраля 1816 г. "Познакомясь рано с музами, говорит Илличевский, музампожертвовал он большую часть своих досугов. Быстрые его способности (если не гений), советы сведущегодруга отверзли ему дорогу, кокорой держались в свое время Анакреоны, Горации, а в новейшие годы —Шиллеры, Рамлеры, их верные последователи и подражатели; я хочу сказать, он писал в древнем тоне идревним размером — метром. Сим метром написал он к Диону, к Лилете, к больному Горчакову — инаписал прекрасно. Иногда он позволял себе отступления от общего правила, т. е. писал ямбом: Поляк(балладу) Тихую жизнь (которую пришлю тебе), мастерское произведение, и писал опять прекрасно.Странно, что человек такого веселого, шутливого нрава (ибо он у нас один из лучших остряков), не хочетблеснуть на поприще эмиграммы". Оставляя в стороне некоторое товарищеское преувеличение достоинствДельвига и фактическую неточность относительно эпиграммы (одна эпиграмма на Кюхельбекера была даженапечатана), в общем этот отзыв нельзя не признать правильным: действительно, попытка писать метроместь оригинальная черта Дельвига, а стихотворение: "Тихая жизнь" может быть названо мастерским,особенно потому, что оно весьма характерно для Дельвига, так как выражает тот идеал, которому Дельвигсочувствовал в течение всей своей жизни. Этот идеал — эпикурейская уравновешенность: поэт не уноситсямечтами, не ищет славы, а довольствуется благами частной, спокойной жизни,

Спокойно целый век проводит он в трудах,

Полета быстрого часов не примечая;

Устанет, наконец — и с думой о друзьях

Предастся смерти он, приятно засыпая.

Так жизнь и Дельвигу тихонько провести!

Умру — и скоро все забудут о поэте…

Что нужды? я блажен; я живши мог найти

Покой в безвестности и счастие в Лилете.

Эпикуреизм Дельвига граничил прямо с ленью, что, может быть, объясняется и физиологической причиной— его тучностью. Среди товарищей он был известен, как лентяй: недаром в лицейской песенке о немговорилось:

Дельвиг мыслит на досуге:

Можно спать и в Кременчуге.

В июне 1817 г. Дельвиг окончил курс лицея и, побывав у родителей в Полтавской губернии, в следующеммесяце определился на службу в департамент горных и соляных дел. В 1819 г. он переходит в канцеляриюминистерства финансов, а в 1821 г. в Императорскую публичную библиотеку помощником библиотекаря, подначальство И. А. Крылова. Дельвиг, как говорит биограф Крылова, П. А. Плетнев, был "столь же беспечныйчиновник, сколько был он и беспечным поэтом", так что в этом случае сошлись два поэта, "равно ленивых".Через четыре года Дельвиг определился на службу в министерство внутренних дел, в 1828 г. былкомандирован на следствие в южные губернии, а с 1829 г. до своей смерти, последовавшей 14 января 1831г., служил в департаменте иностранных исповеданий. Рядом со службою шли литературные занятияДельвига. Вскоре по выходе из Лицея он становится членом С.-Петербурского общества любителейсловесности, наук и художеств и помещает свои стихотворения в его трудах, печатавшихся в журнале А. Е.Измайлова: "Благонамеренный"; в 1819 г. Дельвиг поступает в Вольное Общество любителей российскойсловесности и принимает участие в издававшемся обществом сборнике. В это время, сохраняя дружескиесвязи с лицейскими товарищами, особенно с Пушкиным, он сближается с Баратынским, Языковым,Коншиным, Гнедичем, Плетневым, бароном Розеном, вступает в круг лучших тогдашних писателей.Принимает он участие и в литературном салоне сестры своего товарища, С. Д. Пономаревой; он увлекаетсяее обаятельной личностью и посвящает ей несколько грациозных стихотворений. Сотрудничает Дельвиг и в"Невском Зрителе", и в альманахе "Полярная Звезда", где, между прочим, помещено им стихотворение"Вдохновение", любопытное, как по некоторому отдаленному сходству со стихотворением Пушкина "Поэт",так в особенности по взгляду на поэзию, не совсем совпадающему с общим эпикурейским характеромвоззрений Дельвига. Поэт уже не говорит здесь о "покое безвестности"; напротив, он "клевете мстит славоюсвоей", "делится бессмертием с богами", он не знает прежней спокойной жизни, но

...Презренный гонимый от людей,

Блуждающий один под небесами,

Он говорит с грядущими веками.

Весьма возможно, что это отступление (хотя и слабое) от эпикуреизма навеяно кружком "Полярной Звезды",кружком, в котором можно видеть зарождение особого направления нашего романтизма, которое далоначало так называемой, гражданской поэзии творить только для себя, для "Лилеты", совсем несоответствовало взглядам этого кружка, которому более сочувственным представлялся образ поэта,обращающегося к обществу, хотя бы и грядущих веков.

В январе 1825 г. Дельвиг начинает, вместе с О. М. Сомовым, издавать, по предложению книгопродавцаСленина, альманах "Северные Цветы", в котором принимают участие Пушкин, Жуковский, Баратынский и др.Весной того же года он посетил своего опального друга, А. С. Пушкина в селе Михайловском, и, вспоминаяоб этом посещении в стихотворении "19 октября 1825 года", Пушкин говорит, что Дельвиг в нем "пробудилсердечный жар" и проводит интересную параллель между собой и Дельвигом.

...Я любил уже рукоплесканья,

Ты — гордый — пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

30 октября 1825 г. Дельвиг вступает в брак с С. М. Салтыковой, получившей отличное образование, и с этоговремени его дом обращается в видный литературный, артистический салон: у него собираются поэты,журналисты, музыканты. Сам хозяин отлично умеет объединять собирающееся у него общество, так что оно,по словам Плетнева, "одушевлялось от одного присутствия его". Понятно, что в смысле литературнойпроизводительности этот период жизни Дельвига является наиболее важным: кроме "Северных Цветов",которые издаются им все это время, он выпускает в 1829—1830 гг. две книжки альманаха "Подснежники", а в1830 г. предпринимает издание "Литературной Газеты", выходившей каждые пять дней, под редакторствомО. М. Сомова. Душою этого предприятия был А. С. Пушкин, с самого возвращения из ссылки ставшийпостоянным гостем в салоне Дельвига и внушивший ему мысль об издании, которое было бы органом новоголитературного течения. Такое близкое участие Пушкина в этом деле послужило для его литературных враговоснованием к измышлению, будто произведения самого Дельвига пишутся частью Пушкиным, частьюБаратынским. Ленивому, неподвижному Дельвигу, пришлось пуститься в полемику, пришлось выяснять своилитературные воззрения, и результатом были некоторые очень меткие эпиграммы и критические статьи, нелишенные серьезных достоинств, обнаруживающие тонкий вкус Дельвига и весьма любопытные суждения олитературных вопросах. Но враги прибегали и к нелитературным средствам борьбы; так, один доносБулгарина вызвал выговор со стороны гр. Бенкендорфа.

Поэтические произведения Дельвига весьма немногочисленны. Среди них особое место занимаютстихотворения на случай: эпиграммы, шуточные стихотворения, пародии, мадригалы. Все они отличаютсяграцией, чувством меры, никогда не изменяющим поэту, в иронии его много меткости, язвительности;однако, особенно важного значения этот отдел произведений Дельвига не имеет, так как подобных стихов вего время писалось вообще очень много. В числе этих произведений, к контрасту с общим настроениемпоэзии Делвига, выделяется, кроме упомянутого стихотворения "Вдохновение", послание "Петербургскимцензорам": это резкая, гневная сатира на современное поэту угнетение литературы разнымипредставителями суеверного лицемерного мистицизма, которых Дельвиг клеймит презрением. Гораздоважнее и для характеристики самого поэта, и в историко-литературном отношении довольно большой отделантологических стихотворений особенно идиллий Дельвига: после псевдоклассических идиллий XVIII века,исполненных крайней условности, до нельзя приторных, Дельвиг дает прекрасные образцы, в которых онвполне воскрешает дух древних греческих произведений этого рода. В таких идиллиях, как "Друзья", "Купальницы", "Титир и Зоя". "Конец Золотого века", "Цефиз", "Дамон", "Отставной солдат", мы действительновстречаемся с картинками обыденной, не прикрашенной слащавыми подробностями жизни, с такими жекартинками, какие давала греческая идиллия, какие явились на Западе у романтиков. Внесение в русскуюлитературу этого рода произведений составляет несомненную заслугу Дельвига, которому в этом случае,может быть, много содействовали, как его знакомство с немецкой новой литературой, так и его эпикурейскоемиросозерцание, его поэтическая уравновешенность: именно тихим, спокойным изяществом веет от егоидиллий. Третий отдел поэтических произведений Дельвига составляют романсы и подражания народнымпесням; в сущности последние часто походят тоже на романсы, так как в них слишком много романтическойчувствительности, несвойственной русским народным песням; однако, следует сказать, что иногдаподражания эти бывали вполне удачны. Таковы, например, песни: "Ах ты, ночь ли, ноченька", "Как зареченькой слободушка стоит", "Сиротинушка-девушка", "Соловей, мой соловей". — Невелико поэтическоенаследие, оставленное Дельвигом, но в нем есть несомненные достоинства, благодаря которым Дельвигупринадлежит далеко не последнее место среди поэтов Пушкинского периода; а кроме того он имеет важноезначение по своим литературным связям и в особенности по дружеским отношениям с Пушкиным, которыйценил как его личность, так и его поэзию.

См. "Современник" 1853 года и 1854 года—1 и 9, статью Гаевского, "Сочинения Дельвига, под ред. Вал. Вл.Майкова, изд. "Севера", со вступительной статьей редактора Грот. Пушкин, его лицейские товарищи инаставники. СПб. 1899.

А. Бороздин.

{Половцов}



Дельвиг, барон Антон Антонович

— поэт, друг и однокашник А. С. Пушкина. Род. в Москве 6 августа 1798 г. Отец его служил в русской службе ибыл женат на русской. В 1811 году Дельвиг поступил в царскосельский лицей; учился он лениво, но раноначал писать стихи, и уже в 1814 г. они появились в печати, в "Вестнике Европы" ("На взятие Парижа" — заподписью: Русский). Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 г., и к акту написал стихотв. "Шесть лет",которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Служил в департаментегорных и соляных дел, оттуда перешел в канцелярию министерства финансов; с 1821 по 1825 г. былпомощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Имп. публичной библиотеке, а затем до смерти своей 14января 1831 г. служил в министерстве внутр. дел. Стихотворения свои он печатал в "Росс. музеуме" (1815), "Новостях литературы", "Благонамеренном", "Соревнователе просвещения" и альманахах 20-х гг. В 1825 г. Д.женился на С. М. Салтыковой, и у него начались литературные вечера, на которые собирались друзья поэта:Пушкин, Жуковский, Баратынский, Плетнев, Языков. В это же время он начинает свою издательскуюдеятельность: в 1825—32 гг. вместе с О. М. Сомовым он выпустил 8 книжек альманаха "Северные цветы", в1829—30 г. — 2 книжки альманаха "Подснежник", а с 1830 г. предпринял издание "Литературной газ.",которое продолжалось после его смерти. "Ленивый баловень" и в школе, и в служебной деятельности, Д.столь же беспечно относился и к своей музе. Писал он очень мало. Лени, вероятно, немало способствовалаи тучная фигура поэта. Тем не менее он не был свободен от увлечений; предметом одного из них была С. Д.Пономарева, которой он посвятил несколько недурных стихотворений. Поэзия Д. развивалась по двумнаправлениям. С одной стороны, он стремился быть эллином и в подражание древним писалантологические стихотворения, идиллии во вкусе Феокрита и т. п.; с другой — он увлекался русской народнойпоэзией и подражал народной лирической песне, иногда не без успеха. И тут, и там, однако, у него звучатнемецкое сентиментальное добродушие и немецкая же меланхолическая задумчивость, присоединяющаяего к школе романтиков. Стихи Дельвига гладкие и старательные, но не смелые и не яркие. Для историкалитературы он интересен как самый близкий человк к А. С. Пушкину, который высоко ценил своего друга и какпоэта. См. статью о Дельвиге В. Гаевского в "Современ." 1853 г. № 2 и № 5, 1854 г. № 1 и № 9. Полноесобрание сочинений — в "Библиотеке Севера" за июль 1893 г., под ред. В. В. Майкова.

М. М.

{Брокгауз}



Дельвиг, барон Антон Антонович

(6.8.1798—14.1.1831). — Чиновник Министерства иностранных дел.

Род. в Москве. Отец — генерал-майор (1816) Ант. Ант. Дельвиг (1772 — 8.7.1828), мать — Любовь Матв.Красильникова (ум. 1859). Лицеист I курса (1817). В службу вступил в Деп. горных и соляных дел — 6.2.1817,уволен по прошению — 28.2.1819, определен в канц. Мин. финансов — 2.4.1819, уволен — 1.10.1821,поступил в Публичную библиотеку пом. библиотекаря — 2.10.1821, в Мин. вн. дел — 1825, а с 1829 в Деп.иностр. исповеданий. Известный поэт, ближайший лицейский товарищ Пушкина, издатель альманахов"Северные цветы" (1825—1831) и "Подснежник" (1829—1830) и "Литературной газеты" (1830). Член Вольногообщества любителей российской словесности (сотрудник — 22.9.1819, действ. член — 3.10.1819). Масон,член ложи "Избранного Михаила".

Член преддекабристской организации "Священная артель" и литературного общества "Зеленая лампа".

Высоч. повелено оставить без внимания.

Жена (с 30.10.1825) — Софья Мих. Салтыкова (20.10.1806—4.3.1828), во втором браке с лета 1831 за Серг.Абр. Баратынским; дочь — Елизавета (7.5.1830—авг. 1913). Сестра — Мария (р. 1809); братья: Александр(28.8.1816—2.12.1882) и Иван (р. 9.8.1819).

ВД, I, 54.



Источник: http://www.stihi-rus.ru/1/delvig/
Категория: Антон Антонович Дельвиг | Добавил: natoliu1 (04.05.2016)
Просмотров: 1489 | Теги: стихи, Дельвиг

Похожие Антон Антонович Дельвиг:



Новые материалы 

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]